Копилка воспоминаний

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Копилка воспоминаний » Энциклопедия » Языческие божества


Языческие божества

Сообщений 1 страница 10 из 11

1

Языческие божества

0

2

Волчий пастух или пастырь (славянская мифология)

ВОЛЧИЙ ПАСТЫРЬ — владыка бурных гроз, которому подвластны небесные волки, следующие за ним большими стаями и в дикой охоте заменяющие собою гончих псов.
По преданиям, волчий пастырь выезжает верхом на волке, имея в руках длинный бич, или шествует впереди многочисленной стаи волков и усмиряет их дубинкою. Он то показывается в виде старого деда, то сам превращается в волка, рыщет по лесам хищным зверем и нападает на деревенские стада.
Этот оборотень, останавливаясь под тенистым деревом, превращается из зверя в старца, собирает вокруг себя волков, кормит их и каждому назначает его добычу: одному волку приказывает зарезать корову, другому заесть овцу, свинью или жеребенка, третьему растерзать человека. Кого назначит он в жертву волку, тот, несмотря на все предосторожности, уже не избегнет своей судьбы.
http://www.sunhome.ru/religion/15985

Волчий пастырь - существо, которое гонит голодные волчьи стада туда, где происходит кровавая бойня между людьми, истребление людей друг другом в ожесточенной войне. Он представлялся мохнатым и козлоногим. У него была кровавая плеть, звуки от ударов которой далеко разносились по окрестным странам.
Мудрова И.А.  Словарь славянской мифологии, 2010 г.
url: http://terme.ru/dictionary/986/word/volchii-pastyr


Волчий пастырь и волки

В сказках славян чаще всего из зверей действует волк. Осмысленность поведения волчьей стаи, хитрость, ум и отвага серых хищников всегда внушали не только страх, но и уважение. Недаром существовало в древности личное имя — Волк. Считалось, что волки уничтожают свои жертвы не поголовно, а выбирают только тех, кто обречен на погибель Егорием Храбрым, волчьим пастырем, то есть пастухом. Этот образ слился с Егорием Храбрым уже в позднейшие, христианские времена. Древнейшие наши предки видели в волчьем пастыре прежде всего повелителя небесных волков, которые, словно гончие псы, участвуют вместе с ним в дикой охоте и носятся по небесам. Спускаясь на землю, волчий пастырь выезжает верхом на волке, щелкая бичом, гонит перед собою волчьи стаи и грозит им дубинкой.
Иногда он подходит к деревням в образе седого старика, но иногда сам оборачивается диким зверем — и тогда ни один пастух не может уберечь от него свои стада. В лесу он созывает к себе волков и каждому определяет его добычу. Кто бы это ни был — овца, корова, свинья, жеребенок или человек, — он не избегнет своей участи, как бы ни был осторожен, потому что волчий пастырь неумолим, как сама судьба.
Об этом говорят и пословицы: «Что у волка в зубах, то Егорий дал», «Ловит волк роковую овцу», «Обреченная скотинка — уже не животинка». Именно поэтому задавленное волком животное никогда не употреблялось в пищу: ведь оно было предназначено хищнику самим волчьим пастырем…
По народным сказаниям, волк является олицетворением черной тучи, которая хранит в себе живую воду дождя. С ней неразрывно связано понятие силы, здоровья и красоты, поэтому волк иногда выступает помощником героя сказаний. В то же время волк — туча, заслоняющая солнце, и вообще воплощение темноты. «Пришел волк (темная ночь) — весь народ умолк; взлетел ясен-сокол (солнце) — весь народ пошел!» — загадывает старинная загадка.
Есть даже такой персонаж старинных преданий — волк-самоглот. Это волк-туча, пожиратель небесных светил. Он живет на море-океане (т. е. на небе), его страшная пасть готова сожрать всякого супротивника. Под хвостом у волка баня и море: если в той бане выпариться и в том море выкупаться, обретешь вечную молодость и красоту.
Волком иногда оборачивается, по слову языческой старины, даже сам Перун, появляясь на земле; колдуны и ведьмы старались подражать богу богов славянских. В одном из наиболее древних заговоров причитается о том, что на сказочном острове Буяне «на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый…»
Повторяющиеся не только на Руси, но и у всех славянских и соседних с ними народов, сказки об Иване-царевиче и сером волке наделяют этого зверя-хищника даже крыльями. Летает он быстрее ветра, переносит серый на своей спине царевича из одной стороны света белого в другую, помогает ему добыть чудесную Жар-птицу, золотогривого коня и всем красавицам красавицу — Царь-девицу. Говорит этот сказочный волк голосом человечьим и одарен необычайной мудростью.
Почему же волк — вор и разбойник по своей звериной натуре — помогает почти во всех преданиях человеку и даже готов пожертвовать за него жизнью? Мы находим здесь следы почитания волка как тотема, священного предка, покровителя людей из своего племени. Именно поэтому он способен даже раздобыть живую и мертвую воду, воскресить погибшего героя, хотя обычному зверю это было не под силу.
Но со временем почитание тотема-предка и страх перед лютым зверем разошлись в разные стороны. Волк стал более недругом, чем помощником, и люди нашли способы оберегаться от него — как с помощью оружия, так и колдовских средств…
С зимнего Николы, говорит народ, начинают волки рыскать стаями по лесам, полям и лугам, осмеливаясь нападать даже на целые обозы. С этого дня вплоть до Крещенья — волчьи праздники. Только после крещенского водосвятия пропадает их смелость.

По рассказам ямщиков, волки боятся колокольного звона и огня. Поддужный колокольчик отгоняет их от проезжего: «Чует нечистая сила, что крещеные едут!» — говорит бывалый люд. Во многих деревнях для предохранения скота от волков, в зимнее время подбирающихся по ночам к задворкам, в старину было в обычае обегать околицу с колокольчиком в руках, причитая под звон: «Около двора железный тын, чтобы через этот тын не попал ни лютый зверь, ни гад, ни злой человек!» Верящие в силу колдовства люди рассказывают, что если навстречу свадебному поезду бросить высушенное волчье сердце, то молодые будут жить несчастливо. Волчья шерсть считалась в старину одною из злых сил в руках чародеев.
(С. Максимов)
url: http://www.sylvie-boyer.com/?p=34

Ехал раз мужик лесом. Дело днем было, летом. Вдруг видит: на овцу волк кинулся. Овца испугалась, кинулась под телегу. Волк тоже испугался, убежал. Мужик взял овцу и повез с собой, проехал сажень пять от того места, стало ни зги не видно, — темная ночь. Он диву дался. Ехал, ехал, и сам не знает куда.
Вдруг видит огонек. — А, — думает, — это, видно, гуртовщики. Хоть у них спрошу, куда ехать. Подъезжает и видит, — костер разложен, а кругом — волки сидят и с ними сам Егорий Храбрый. А один волк сидит в сторонке да зубами щелкает.
Говорит мужик, что, мол, так и так, заплутался, — не знаю, где дорогу найти. Егорий ему и говорит:
— Зачем, — говорит, — у волка овцу отнял?
— Да она, — говорит мужик, — ко мне бросилась. Мне ее жалко стало.
— А чем же волки-то кормиться будут? Вот эти, видишь, сытые лежат, а этот голодный, зубами щелкает. Я их кормлю; все довольны, только один жалуется. Брось ему овцу, тогда укажу дорогу. Ведь эта овца была волку обречена, так чего ты ее отнял?
Мужик взял и бросил волкам овцу. Как только бросил, стал опять ясный день, и дорогу домой нашел.
(Д. Садовников)

url: http://www.sylvie-boyer.com/?p=34

Один мужик нашел в лесу, под старым пнем, клад. Еще и порадоваться не успел, а черт тут как тут: давай, мол, делить. Делили-делили до самого вечера - все никак сговориться не могут. Вот хитрый черт и говорит:
- Давай поспорим. Кто первым звезду в небе увидит, того и клад.
Согласился мужик. Еще бы! Слыл он на селе самым дальнозорким. Задрал бороду в небо, высматривает звездочку. А черт прыг на дуб, добрался почти до верхушки и сидит верхом на ветке, озирается.
«Эге, там-то ему сподручнее», - подумал мужик и тоже полез наверх.
И тут смотрят черт с мужиком - к дубу несется стая волков, погоняемая всадником на белом коне. Остановился всадник под деревом и начал рассылать волков в разные стороны. И всякому наказывает, как и чем ему пропитаться. Всех разослал, собирается дальше ехать. На ту пору тащится хромой волк и спрашивает:
- А где ж моя доля, Егорий?
- А твоя доля, - ответил всадник, - вон, на дубу сидит. Волк ночь ждал и день ждал, чтобы мужик с чертом слезли с дуба, да так и не дождался. Отошел подальше и схоронился за куст. Тем временем заметил черт в небе первую звездочку, спустился с дуба, схватил клад - и бежать. А волк выскочил из-за куста, настиг нечистого и тут же съел. А сокровище так и осталось валяться - волку-то оно на что?
Мужика же лишь через три дня дровосеки нашли на дубу: все никак слезать не хотел. Еле сняли беднягу с дерева, напоили-накормили. А потом и клад на всех разделили.
http://russbalt.rod1.org/index.php?topic=3332.0

0

3

Еще про Волчьего Пастыря

ВОЛЧИЙ ПАСТЫРЬ, СКОТИЙ БОГ И БОГ БОГАТСТВА И ИЗОБИЛИЯ У ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ НАРОДОВ
Многие индоевропейские народы сохранили в своих мифах воспоминания о волке как пособнике прибавления в семействе и увеличения приплода в домашнем стаде. Однако более ярко выражена другая функция волка как Волчьего пастыря — пастуха волков.
Волчий пастырь в "Нартском эпосе" — пастырь только волков. Другими животными ведает другой бог. Имя Волчьего бога у осетин — Тутыр.
Тутыр руководит волками, вдохновляет их на отважные поступки, на борьбу, но вместе с тем заставляет их голодать, наказывает их. В "Нартском эпосе" Тутыр сражается на стороне небожителей против нартов — богатырского народа. По приказу бога, Тутыр должен уничтожить стада нартов. (31)
Тутыр же злобный всех волков собрал,
К отарам нартским ночью подослал.
Надеялся Тутыр, что наконец
Лишатся нарты всех своих овец.
До решительной схватки нартов с небожителями Тутыр был очень благожелателен к нартам. Правда, он может наказать людей, нарушивших обычай приносить в жертву ему козла. Тутыр — покровитель нартов: так, нарт Сауайя был вскормлен волчьим молоком, а нарт Сослан закален в нем. (32)
Волчьи боги у индоевропейских народов и их функции. Они являлись не только пастухами волков, но и "по совместительству" богами других диких зверей лесов и полей, а часто богами домашних животных, богами богатства и изобилия. Как мы убедились, у осетин в "Нартском эпосе" Тутыр и Афсати (пастырь диких лесных животных) и Фалвар (бог домашнего скота) еще разделены. С развитием религии слияние богов с разными функциями в одном боге понятно: процветание растительного и животного мира, как и большое поголовье домашнего стада и запасы зерна вели сначала к изобилию, а позже к богатству.
Культ волка и Волчий бог в римской мифологии. У римлян существовал праздник Луперкалий в честь Волчьего бога Луперка. Он проходил в гроте Луперкалий на Палатинском холме в Риме и церемонию обслуживали двенадцать жрецов-луперков.
Предание гласило, что этот праздник учредили основатели Рима — Рем и Ромул. Праздник проводился 15 февраля, во время "волчьих свадеб". Богу приносили в жертву козла. После этого обнаженные луперки бегали вокруг Палатина в козьей шкуре, стегая встречных женщин ремнями, вырезанными из шкуры жертвенного козла. Это должно было способствовать появлению у них желанных детей. (33)
Со временем часть обязанностей Луперка забрал Фавн — бог лесов, полей, диких животных и домашнего скота, защитника стад от волков. Это заметно и потому, что Фавну стали приносить в жертву не только козла, но и собаку, символ плодовитости. Фавн сначала изображался с рогами и копытами, выдающими его происхождение. Позже — статным юношей. (34)
Особо следует подчеркнуть, что одной из основных функций Фавна стала охрана стад от волков. Такие же обязанности были возложены на всех Волчьих пастырей от осетинского Тутыра до русского Повелителя волков - Егория Храброго (35), и иконографической копией римского Фавна, а также рогатого и козлоного Лисуна (Лешего), разъезжающего на волке с пастушечьим бичом в руках (36). Иногда Лешего представляют и самого в виде Белого волка (37).
Это подтверждает мнение Е.М. Штаерман, историка Рима, что культ Волка эволюционировал от Луперка до Фавна (38). Считают (39), что Луперк — один из эпитетов бога стад Фавна. Но Луперкалии оставались праздниками очищения и плодородия. (40)
Сильван — еще один римский бог дикой природы, лесов. В период Республики на него были возложены функции бога земледелия, растительности и защитника земельных угодий. (41) В первоначальном своем значении Сильван (от лат. silva — "лес") аналогичен славянскому Лешему, лесовику.
Волчий бог в древнегреческой мифологии. У древних греков был свой бог — покровитель стад, лесов, полей. Его имя — Пан. Он входил в число олимпийских богов, хотя не жил на Олимпе. Олимпийцы ценили его могущество.
Пан соответствует Фавну в римской мифологии как покровитель стад и Сильвану — как покровитель лесов. Таково мнение крупнейшего знатока античной мифологии А.Ф. Лосева. (42)
Пана представляли козлоногим, с бородой и хвостом и с козлиными рогами. Пан — очень древний бог, и потому отношение к нему людей иное, чем к олимпийским богам. С одной стороны, Пан помогал охотникам в поисках добычи, и охотники могли отстегать Пана ядовитым растением в случае неудачи. (Налицо пережитки охотничьей магии палеолитической эпохи.) С другой стороны, Пану ведомы судьбы богов и людей, и боги лестью выманили у Пана тайну прорицания. В жертву Пану приносили козлов и овец. (43)
С развитием древнегреческого общества совершенствовались религиозные представления. Древние боги вытеснялись новыми и даже умирали. Античный писатель Плутарх, автор "Сравнительных биографий" передает рассказ некоего корабельщика, который плыл мимо одного из островов и услышал божественный голос: "Тамус, когда ты прибудешь в Палодес, не забудь объявить, что великий бог Пан умер!". Тамус так и сделал по прибытии в Палодес, и весть об этом была встречена всеобщим плачем. (44)
В образе древнегреческого Пана мы также наблюдаем несколько этапов эволюции Волчьего бога: тотем (обеспечение охотничьей удачи), предводитель волков, страж и покровитель домашних стад.
Волчий бог в славянской мифологии. Это — "хозяин леса и зверья", Леший, Лесовик, Полисун.
Его имя, как и имя римского Сильвана, образовано от слова "лес". Славянский Леший связан с волками, как связан с ними римский Луперк. Леший руководит волками, распределяя добычу между ними, кормя их хлебом и сыром.
У белорусов роль Волчьего пастыря возлагается на мифического властелина лесов — Полисуна, которого народная фантазия изображает мохнатым и с козлиными ногами (45), а это ни что иное, как портрет Пана или раннего Фавна.
По хорутанским преданиям, Волчий пастырь (пастух) выезжает верхом на волке, имея в руках длинный бич, или шествует впереди стаи волков и усмиряет их дубинкой, а иногда сам превращается в волка. (46)
В.А. Гура, описывая полное подчинение волков Лешему, который кормит их, "как своих собак хлебом", приводит предания, где Лешего представляют и самого в виде Белого Волка. (47)
Обращает на себя внимание необычный, белый цвет Волка. Прямые параллели этому мы находим в тюркском героическом эпосе.

Источник

0

4

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯНСКОГО БОГА ВОЛОСА ОТ ВОЛЧЬЕГО БОГА

Волос-Велес — великий бог дохристианской Руси. Ему противопоставлен по важности и степени почитания только Перун. Русский летописец сообщает, что до принятия христианства для консолидации пантеона славянских богов их идолы были собраны в Киеве князем Владимиром в 980 г. Идол Волоса был поставлен на Подоле, в торговом районе Киева, указывая на народную природу Волоса. Идол Перуна был поставлен наверху, у княжеских хором.
Волос назван в летописи Скотьим богом, что означало — богом изобилия, богатства. Скот составлял основное богатство в бронзовом веке в III — II тыс. до н. э. По мнению академика Б.А. Рыбакова, эта функция Волоса уводит его в эпоху бронзы. Мы думаем, что корни Волоса глубже. Проследим, какова их глубина. (70)
Волос — хозяин подземного мира поневоле. Эта функция - не изначальная, а возникла с появлением нового пантеона богов. Старые боги опускаются в Нижний мир.
Волос пасет души умерших на подземных пастбищах, как в эпоху своего господства в мировоззрении евразийцев — ранних индоевропейцев он был Владыкой животного мира.
Существование аналогичного бога у балтов по имени Велняс, Вел с (71) указывает на то, что этот бог существовал, когда балты и славяне входили в состав праиндоевропейского народа.
Волос-Велес связывается с плодородием земли. "Крестьяне-земледельцы XIX в. жертвовали Волосу не первый сноп своего урожая, а последнюю горсть колосьев, оставшуюся на сжатой ниве. Хлеб убран, поле омертвело, земледелец сложил "свою добычу" в крестцы и лишь тогда вспоминал о Волосе, оставляя ему колосья "на бородку", завязав их узлом. Формула "Волосу на бородку" известна только русским; у западных и южных славян она не сохранилась. У югославов сохранилось выражение "Божья борода", но имя бога уже забыто. (72)
Одни исследователи говорят, что имя Волос — нарицательное, означающее "волосатый, косматый". (73) Другие лингвисты указывают, что Волос — имя, которое восходит к праиндоевропейскому корнеслову *и1к, что означает "волк". Само это уже говорит о том, что Волос должен быть преемником Волчьего бога, так как помимо имени преемствовал все функции Волчьего бога. Лраиндо-европейское имя Волоса говорит о том, что такой бог существовал у всех индоевропейских народов (74) и у праиндоев-ропейцев. А таким общеиндоевропейским богом был Волчий бог.
Велняс — Скотий бог в мифологии балтов. Это подчеркивается его иконографией: он изображается с рогами и копытами (75), как древнегреческий Пан, римский Фавн и русский Леший. Велняс противостоит богу грозы и похищает его скот.
Велс - бог мертвых в мифологии балтов. Функцию бога загробного мира в балтской мифологии выполняет другой бог - Велс. Велс тоже связан со скотом. Его приглашают на "скотьи праздники". Ему приносят жертвы. Главная обязанность Велса — "пасти души умерших на загробных пастбищах". (76)
То, что разделяется в мифологии балтов на Велса и Велняса у восточных славян объединяется именем Волоса.
Вала — похититель скота в ведийской мифологии. Он противостоит громовержцу Индре. Он также похищает его скот. Индра - Владыка Верхнего мира, а Вала — его противник, находится в Нижнем мире. (77)
Все народы, которые имеют бога с общим именем и с общими обязанностями, Волос-Велняс-Велс-Валу, — проживают на разных концах евразийского континента. Балты — в Прибалтике, славяне — в восточной Европе, а индийцы - на полуострове Индостан. Когда эти народы уходили со своей прародины в Подунавье, они уносили с собой культ этого бога и мифы о нем.
Волос — бог войны у славян догосударственного периода. Такой вывод мы можем сделать, учитывая, что и Волос, и Велняс, и Валу противостоят богу грозы. Значит, они — противники, равные по силам, достойные друг друга. Бог грозы — это и бог войны, следовательно, богом войны должен был бы быть и Белее.
Начиная с договора 907 г. с Византией, русские князья клянутся Перуном и Белесом. Причиной того, что русские князья клянутся Белесом, объясняется двусоставность княжеской дружины, куда кроме варягов, входили и русские, славянские воины. В славянской среде Волос в прошлом был ведущим богом и оставался популярным в народе, тогда как с возвышением княжеской дружины с норманами в ее составе возрос авторитет общеиндоевропейского Перуна Волос — бог, более древний, чем общеиндоевропейский Перун, но на поздней стадии развития славянской религии Перун как бог нового поколения выше Белеса — бога евразийской эпохи. (78)
Сосуществование двух богов в договорах Руси — Перуна и Волоса - отражает то равновесие, которое сложилось между скандинавами и славянами в окружении князя Руси. Вероятно, Волос выступает здесь воинским богом славян, тогда как Перун — воинским богом норманов в составе одной княжеской дружины Киевского государства.

Источник

0

5

Гипнос (G p n o z) · бог сна и сновидений, сын богини Никты или Нюкты (Ночи), младший брат-близнец бога смерти Танатоса, богинь судьбы мойр (по другим источникам - эриний или кер), Немесиды; любимец муз. Отец бога сна Морфея.
По словам Гесиода, на сон и смерть никогда не взирает Гелиос, - оба брата живут в аиде, глубоко под землей. Гипнос спокоен, тих и благосклонен к людям в противоположность беспощадному Танатосу. Гипнос с помощью своего непременного атрибута - мака - мог усыплять и приносить сладкое успокоение всем, даже великому Зевсу и другим богах.
У Гомера Гипнос обитает на острове Лемнос. Зевс прибегает к его помощи, исполняя обещание, данное Фетиде, наказать Агамемнона за оскорбление, нанесенное ее сыну Ахиллу. Громовержец посылает Гипноса к Агамемнону, чтобы тот, явившись вождю ахейского войска в облике наиболее уважаемого им старца, Нестора, сообщил ему, что богам угодна его победа, а Троя уже находится на краю гибели (Гомер "Илиада", II 5-34).
Когда Гера замыслила козни против Зевса, уговорив Гипноса усыпить его, пока она преследовала Геракла. От гнева Зевса Гипнос был спасен своей матерью, которую верховный бог не решился оскорбить. Опасаясь Зевса, Гипнос превращается в птицу и во второй раз нагоняет сон на бога, соблазненного Герой, чтобы не дать ахейцам возможность победить в сражении. В награду за содействие Гера обещает в жены Гипносу младшую из харит - Пасифею.
Овидий в "Метаморфозах" описывает пещеру в Киммерийской земле, к северу от Черного моря, где царят вечные сумерки и откуда вытекает родник забвения (Лета). Перед входом в пещеру раскинулось огромное маковое поле. В центре этой пещеры на прекрасном ложе покоится бог сна, его глаза вечно прикрыты. Его окружают полупрозрачные бестелесные и бесформенные создания - сновидения, а также сыновья, божества сновидений: Морфей, подражающий людям, Фобетор, подражающий животным, птицам и змеям и Фантаз, являющийся спящим людям в виде предметов и вещей окружающего их мира - воды, деревьев, земли, камней и т.п.

Источники:
Словарь античной мифологии
Новые мифы
Википедия

0

6

Эринии/Эвмениды

В греческой мифологии Эринии - богини мести, порожденные богиней земли Геей, впитавшей кровь оскопленного Урана либо, по другим вариантам, Никтой, богиней ночи, и обитавшие в аиде; иногда изображаются в виде собак или змей, что подчеркивает их хтонический характер. Олицетворяют угрызения совести и выражают представление о том, что преступление порождает на свет силы, которые рано или поздно уничтожают виновного. В греческой мифологии множество мифов связано с тремя эриниями: Алекто, Тисифоной и Мегерой. Древние греки представляли себе эриний в виде отвратительных старух с волосами, перевитыми ядовитыми змеями, с зажженными факелами, бичами и орудиями пыток. Голоса эриний схожи с ревом скота и собачьим лаем. Они преследуют грешников неотступно, как свора гончих псов и карают за совершенные преступления, неумеренность, заносчивость, алчность, скупость, гордыню. Место обитания безумных демонов - подземное царство Аида и Персефоны, где они прислуживают богам подземного царства мертвых и откуда они появляются на земле среди людей, чтобы возбудить в них месть, безумие, злобу. Так, Алекто, напоенная ядом горгоны, проникнув в виде змеи в грудь царицы латинов Аматы и наполнив злобой ее сердце, сделала ее безумной. Та же Алекто в образе страшной старухи побудила к бою вождя рутулов - Турна, вызвав тем самым кровопролитие.

Ужасная Тисифона в Тартаре бьет бичом преступников и устрашает их змеями, полная мстительного гнева. Существует предание о любви Тисифоны к царю Киферону. Когда Киферон отверг ее любовь, эриния умертвила его своими волосами-змеями. Их сестра, Мегера - олицетворение гнева и мстительности, до настоящего времени Мегера остается нарицательным обозначением злой, мстительной и сварливой женщины.

На более позднем этапе древнегреческой культуры эринии превращаются в эвменид, «благомыслящих», и олицетворяют порядок и законность как характеристики космически организованного мироздания (ср. у Анаксимандра: «Солнце не переступит меры, иначе эринии, слуги Дике, его настигнут»). Переломный момент в понимании роли эриний наступает в мифе об Оресте, описанном Эсхилом в "Эвменидах". Являясь древнейшими хтоническими божествами и охранительницами материнского права, они преследуют Ореста за убийство матери. После суда в ареопаге, где эринии спорят с Афиной и Аполлоном, защищающими Ореста, они примиряются с новыми богами, после чего получают имя эвмениды ("благомыслящие"), тем самым меняя свою злобную сущность ("безумные") на функцию покровительниц законности. Отсюда представление в греческой натурфилософии, у Гераклита, об эриниях как "блюстительницах правды", ибо без их воли даже "солнце не преступит своей меры"; когда Солнце выходит за свою колею и грозит миру гибелью, именно они заставляют его вернуться на место. Образ эриний прошел путь от хтонических божеств, охраняющих права мертвых, до устроительниц космического порядка. Досточтимыми, благосклонными эринии выступают применительно к герою раннего поколения Эдипу, убившему, того не ведая, родного отца и женившемуся на своей матери. Они дают ему успокоение в своей священной роще. Тем самым богини осуществляют справедливость: чаша мучений Эдипа переполнилась через край. Он уже сам ослепил себя за невольное преступление, а оказавшись в изгнании, страдал от эгоизма сыновей. С эриниями иногда отождествлялась богиня справедливого возмездия Немезида. В Риме эриниям соответствовали фурии ("безумные", "яростные"), Furies, Furiae (от furire, "неистовствовать"), богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные грехи.

Источники:
http://aforizmu.com/myths/erinii.php
http://godsbay.ru/antique/erinyes.html
http://sigils.ru/symbols/yerini.html


Эринии, эвмениды
(римск. фурии) -  в греческой мифологии три  мифические девы-демоницы Тисифона, Алекта и Мигера - богини-духи мести. Они преследуют преступников пока не убьют его. Вокруг них распространяется зловоный запах который не всякий сможет вытерпеть - это и является наказанием которое боги посылали провинившимся.
       Они были рождены Геей, впитавшей кровь оскоплённого Урана. На хтонизм Эриний указывает также другой миф о рождении их от Ночи и Эреба. Эринии обитают в царстве Аида и Персефоны, появляясь на земле, чтобы возбудить месть, безумие, злобу. Эриния Алекто, напоённая ядом горгоны, вливает злобу в сердце царицы латинов Аматы, проникает в её грудь в виде змеи и делает её безумной . В образе страшной старухи Алекто возбуждает к бою Турна - вождя рутулов и вызывает кровопролитие. Вид Эриний отвратителен: это старухи с развевающимися змеями вместо волос, с зажжёнными факелами в руках. Из их пасти каплет кровь. Эринии - хтонические божества, охранительницы материнского права. Они преследуют Ореста за убийство матери и спорят с Афиной и Аполлоном, защитниками Ореста. Эсхил в «Эвменидах» изображает безумие охваченного Эриниями Ореста, суд в ареопаге и примирение Эриний с новыми богами, после чего те получают имя эвмениды («благомыслящие»), тем самым меняя свою злобную сущность (греч.  «быть безумным») на функцию покровительниц законности. Отсюда представление в греческой натурфилософии, у Гераклита, об Эриниях как «блюстительницах правды», ибо без их воли даже «солнце не преступит своей меры» (В 94D). Образ Эриний прошёл путь от хтонических божеств, охраняющих права мёртвых, до устроительниц космического порядка. С Эриниями отождествляются римские фурии («безумные», «яростные»).
  Эринии (Эвмениды) — в греческой мифологии богини мести. По одной из версий, они произошли из крови Урана, по другой — их родила Ночь (Никта) от Эреба. Считалось, что существуют три Эринии: Алекто, Тисифона и Мегера. Эринии выглядят как старухи и вместо волос у них на голове — развевающиеся змеи, а из страшной пасти капает кровь. В руках они держат зажженные факелы. Место их обитания — подземное царство Аида и Персефоны, откуда они появляются на земле среди людей, чтобы возбудить в них месть, безумие, злобу. Так, Алекто, напоенная ядом чудовищной горгоны, проникнув в виде змеи в грудь царицы латинов Аматы и наполнив злобой ее сердце, сделала ее безумной. Та же Алекто побудила к бою вождя рутулов — Турна, вызвав тем самым кровопролитие. Переломный момент в понимании роли эриний наступает в мифе об Оресте. Являясь древнейшими
божествами и охранительницами материнского права, они преследуют Ореста за убийство матери. После суда в ареопаге, где эринии спорят с Афиной и Аполлоном, защищающими Ореста, они примиряются с новыми богами и принимают роль покровительниц закона, лишившись злобности и подучив имя эвмениды («благомыслящие») .Позже они выступают как «блюстительницы : правды», гаранты космического порядка. С ними отождествлялись римские фурии.

Источники:
http://myfhology.info/monsters/furii.html
http://myfhology.narod.ru/gods/greece-gods/arinii.html

ЭРИНИИ
       • Έρινύες, или Έριννύες (санскритское Saranjüs). Эвмениды, Ευμενίδες, Furiae, древние страшные богини проклятья, мести и кары. Если человек совершил в своей жизни преступление против священных прав, напр., если дерзновенно нарушены кровные узы, если дети нанесли тяжкую и постыдную обиду родителям, младшие братья или сестры — старшим, то Э. восстают против преступников и, карая, восстановляют попранный нравственный порядок в мире. Негодование за позорную обиду разрешается в проклятии (αρά, и поэтому Э. называются у Эсхила Άραί) и взывает к богиням-мстительницам, живущим в Эребе, о наказании преступника (поэтому Э. назывались и Ποιναί, наказующие, у Эсхила); они преследуют его своим ужасным могуществом на земле и карают его даже и под землей, в аду. Ноm. Od. 11, 279. Il. 9, 571. 21, 412. Впрочем, значение Э. со временем расширилось; уже у Гомера имеют своих Э. нищие, просящие о защите, и гости, и эти богини мстят за причиненный им позор (Ноm. Od. 17, 475); они карают за всякое нарушение человеческих отношений, за убийство, клятвопреступление и т. д. Il. 19, 259. ср. Hesiod. op. et d. 803, они приводят самого человека к безумию и ослеплению, так что он впадает в преступления и несчастия. Ноm. Od. 15, 233. Il. 19, 87. Также и у трагиков Э. являются божествами вредоносными и карающими; преимущественно же они выступают мстительницами за нарушение освященных природой семейных прав; так они особенно преследуют матереубийц Ореста и Алкмеона и Эдипа, убившего отца и вступившего в брак со своей матерью. Они преследуют преступника, как гончие — дичь, помрачают ему разум, внушают ему безрассудные мысли и поют ему ужасную песнь, которая обвивается вокруг него подобно цепям. Но они ненеумолимы: если преступник покается и очистится от своей вины, то они перестают его преследовать и становятся богинями-благодетельницами, Ευμενίδες. Гомер говорит то об одной Э., то о нескольких, но не определяет ни числа их, ни имен, ни происхождения. У Гесиода (Hesiod. theog. 185) они — дочери Геи, происшедшие от крови изувеченного сыном своим Кроносом Урана, так что они происхождением своим обязаны нарушению кровных уз. Эсхил называет их дочерями Ночи, Софокл — Скотоса (мрака) и Геи. Aesch. Еит. 321. Soph. О. С. 40, 106. Указание, что Э. было три, встречается впервые у Эврипида, а имена их Алекто (Άληκτώ, никогда не успокаивающаяся), Тисифона (Τισιφόνη, мстительница за убийство) и Мегера (Μέγαιρα, враждебная) — лишь у Аполлодора. В Аттике, где было у них святилище при Ареопаге и на холме Колоне, они преимущественно назывались Σεμναι θεαί достопочтенные); Эвменидами назывались они в Сикионе, а в аркадской области Паррасии носили прозвание Μανίαι, приводящая в неистовство. Понятие Э. развилось первоначально из представления Деметры-Э., гневной Деметры, которую чтили с самых древних времен в Беотии и Аркадии и которая гневом своим ужасно тяготела над родом Лабдакидов, к которому принадлежал Эдип. В жертву Э. приносили черных овец. Вид и образ этих ужасных богинь, ненавистных и страшных и людям и богам, был страшно отвратителен. Эсхил, который первый вывел их на сцену, представлял их подобными горгонам и гарпиям, в виде безобразных старых женщин, с волосами из змей, с налившимися кровью глазами, вытянутым языком и оскаленными зубами; они носили длинные черные одеяния, подпоясанные кроваво-красными поясами. Эврипид представлял их уже не столь ужасными — в виде проворных, крылатых дев-охотниц, с факелами и змеями в руках. В таком виде являются они обыкновенно и на памятниках. Furiae (Dirae deae) римских поэтов заимствованы от греческих Э. В качестве мучительниц, наблюдающих за преступниками, помещали их в подземном мире, но они являлись иногда и на землю, с целью внушать людям кровавые замыслы и безрассудства. Verg. Aen. 6, 570. 605. 7, 324 слл. Ov. met. 4, 451, 481.

Источники:
Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. Ф. Любкер. 1914.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/lubker/3688/ЭРИНИИ

Эринии рождены из крови оскопленного Урана и носят имена:
    Алекто́ (др.-греч. Ἀληκτώ, также Ἀλληκτώ) — никогда не спускающая,  непрощающая, безжалостная, непримиримая, а также никогда не отдыхающая.
    Тисифона (др.-греч. Τισιφόνη) - мстящая, «мстительница за убийство». По описанию Вергилия, она сидит в Аиде на железной башне.  В тартаре Тисифона бьёт бичом преступников и устрашает их змеями, полная мстительного гнева (Verg. Aen. VI 570-572). Существует предание о любви Тисифоны к царю Киферону. Когда Киферон отверг её любовь, Тисифона умертвила его своим змеиным волосом (Plut. De fluv. et mont, nomin II
    Мегера (др.-греч. Μέγαιρα) - «завистливая». Самая страшная из трех эриний. Олицетворение зависти и гнева. Изображали её в виде ужасной женщины со змеями вместо волос, с оскаленными зубами и бичом в руках.
Изображаются с факелами и бичами в руках и со змеями вместо волос.
В классических трагедиях они иногда появлются в виде собак и змей, что указывает на их демонический, хтонический характер Иногда их рассматривают как персонифицированные проклятьяю. Поскольку они охраняют нравственный порядок и законоуклад, их иногда — умилостивительно или благоговейно — именуют эвменидами (дружественными) или semnai theai ??? (досточтимыми, достойными почтения).
В ряде мест почитание эриний тесно связано с почитанием граций, как противостоящих и дополнителнительных им фигур.

Источники:
Энциклопедия символики и геральдики
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мегера
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тисифона_(мифология)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Алекто
http://www.mifinarodov.com/t/tisifona.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myph … 8/ТИСИФОНА

0

7

Иш Таб (Икстаб)
Согласно Диего де Ланда слово Икстаб (повешенная женщина) означало была на языке майя богиню самоубийства. В обществе майя, самоубийства, особенно самоубийства через повешение, при определеннх условиях считались почетной смертью. Богиня Исктаб сопровождала самоубийц в рай (таким образом выступая в роли проводника в царство мертвых). Образ мертвой женщины с веревкой вокруг шеи из Дрезденского Кодекса принято считать изображением богини. Поскольку это изображение помещено в раздел, посвященный затмению солнца и луны, то, возможно, оно также является символическим образом лунного затмения и его тяжелых последствий для женщин. Другие изображения богини Икстаб науке неизвестны.
Жертвоприношения (хотя и не в таком объеме как у ацтеков) были обычным явлением для майя. Жертвами могли быть как животные, так и люди, при чем жертва могла самостоятельно пойти на смерть или быть пленником.
Иш Таб покровительствовала как и ритуальным самоубийцам, так и людям решившим закончить жизнь суицидом не по религиозным причинам.
В целом майя не относились к самоубийцам как к грешникам, а в определенный период самоубийство стало приравниваться к жертве и считаться такой же доблестью, как гибель на войне…
Обычно Иш Таб изображалась в образе повесившейся женщины (считалось, что она весит на ветвях  райского дерево и служит проводником душ умерших в рай).
Мифология майя высоко ценила роль Иш Таб, возможно подобное отношение к суициду стало одной из причин упадка цивилизации майя, ее озлобления и ожесточения, что в конечном итоге стало дополнительным фактором гибели майя при появлении европейских завоевателей…

Источники
http://umythology.net/bogi/1378.html
http://lenta2012.ru/pulsblog/1761_iksta … maiya.aspx

Е.С. Острирова
Эволюция мифа о Иш Таб и Табай
Советские мифологи (Ю.В.Кнорозов, Р.В. Кинжалов), как и их западные коллеги второй половины 20 века, реконструируя мифологические представления индейцев майя постклассического периода (IX-XVI вв.), использовали преимущественно материалы так называемых «кодексов» - жреческих требников, которые, возможно, служили для толкования природных явлений и использовались для организации сельскохозяйственных работ. «Кодексы» предоставляют как иконографические, так и пиктографические материалы. Так же для реконструкции  привлекались надписи и изображения на керамике, стелах и т.п. Слишком мало целостных нарративных источников, которые хоть как-либо давали бы нам представление о мифологических представлениях того времени. Например, такой мифический персонаж как Иш Таб известен нам исключительно по изображению в Дрезденском «кодексе» (майяской рукописи XIII века). Надпись на так называемых «таблицах затмений» Дрезденского «кодекса», сопровождающий этот рисунок, к сожалению пока не прочитан. Несмотря на такую скудность материала, этот женский персонаж с закрытым глазом и трупным пятном на лице, изображенный висящим в петле, был назван богиней Иш Таб. В переводе это имя звучит как «веревочница»1, «имеющая дело с верёвкой»2. В результате сложилось устойчивое мнение о том, что богиня Иш Таб покровительствовала повесившимся и принимала их в раю бога дождя. Этот рай находился на небесах, в центре мира, в тени ветвей Зеленого дерева «Йаш-че», которое в легендах майя часто ассоциируется с сейбой3.
Но кроме того, о  так называемой богине упоминал хронист XVI века монах-францисканец Диего де Ланда, автор книги «Сообщение о делах в Юкатане». В  главе XXXIII, говоря о загробной жизни в представлении майя того времени, он рассказывал, что «в этот их рай шли те, которые повеселись. И потому были многие, которые из-за небольшой печали, тягости или болезни повесились, чтобы избавиться от них и идти блаженствовать в свой рай, где, говорили они, выходила их принимать богиня виселицы, которую они называли Иш Таб»4. Именно на основе вышеназванных материалов (прежде всего трупного пятня на изображении - символа смерти) исследователи отнесли ее к божествам смерти. Однако, по мнению Ю.В. Кнорозова, она была скорее положительным персонажем, т.к. всё-таки провожала мертвых в рай и, следовательно, была «райской богиней» 5.
  В майяском обществе постклассического и раннеколониального периодов (IX-XVI/XVII века), которое и описывал Ланда, самоубийство считалось вполне приемлемым способом ухода от жизненных неурядиц. Индейцы вешались из-за легкого уныния, из-за мелких неприятностей. Данный поступок заставлял даже уважать того, кто покончил с собой. Это, по их мнению, была возможность перейти к лучшей жизни, где их ждет множество наслаждений и награда за прошлые беды и страдания6.
  Поэтому мнение Кнорозова о том, что по представлениям майя богиня Иш Таб была благожелательным божеством, вполне обосновано.
  В изучении пантеона майя было отмечено такое явление, как синонимичность имен многих божеств, характеризующее мифологическое мышление традиционных культур. Этот факт объясняется прежде всего практикой табуирования сакральных объектов, связанной с особым отношением  древнего человека к слову как сакральному объекту или даже субъекту7. С этой же проблемой мы сталкиваемся и при изучении образа Иш Таб.
   Иш Таб можно рассматривать как уникальный персонаж, не имеющий очевидной связи с известными нам богинями пантеона майя того времени. Действительно, образы таких богинь как Иш Чель (богиня Луны, покровительница женщин, врачевания и т.д.), Иш Чебель Яш (покровительница женских занятий), Иш Кан Леош (богиня маиса) перекликаются и имеют единые корни, восходящие к архаическому образу Праматери и Богини Луны, а Иш Таб кажется обособленной от них. Но, при исследовании не только ее роли в пантеоне (о которой нам известно крайне мало), но так же этимологии ее имени, связанного с ней ассоциативного ряда и т.д., мы не можем игнорировать тот факт, что комплекс представлений о Иш Таб и ее функциях восходит к древнейшим духовным (прежде всего, космологическим) системам, лежащим в основе мифологических представлений индейцев майя. Образ веревки восходит к образу змея («пернатого змея»), то есть Млечного Пути – творца всего сущего и нити судьбы. По космологии майя, это также мост между мирами, между жизнью, смертью и следующей жизнью, следовательно, он связан с идеей реинкарнации. В то же время, в реинкарнационном аспекте можно рассматривать и мировое древо. Это не только центр Вселенной, но и звено, связывающее реальный и потусторонний миры. Таким образом, мы видим, что Иш Таб, как и остальные божества майяского пантеона, напрямую связана с древнейшими основами духовных представлений, некими ключевыми символами, обозначения которых часто встречаются в именах богов. Например, существует мнение (в свое время выдвинутое Кнорозовым), что синонимичны имена богинь Иш Таб и Иш Кан Леош (точнее Иш Кан). Имя Иш Таб («верёвочница») может быть связано с  именем Иш Кан, т.к. "кан" часто переводится как "веревка"8.  Некоторые исследователи (Э.Томпосона, Р.В. Кинжалов) писали о связях имен, а так же часто и о дублировании функций Иш Таб и богинь Иш Чель, Иш Чебель Яш, Иш Кан Леош9. Возможно, появление этих гипотез связано с проблемой недостаточной исследованности роли женских божеств майского пантеона.  Как мы видим, изучение образа этой героини и истоков его формирования строится преимущественно на основе лингвистических данных (этимология имени), а так же на анализе ее изображения.
  Но все же недостаток материала, а так же последующее развитие традиции о Иш Таб заставляет сомневаться в том, что этот персонаж действительно обладал божественными функциями в сознании индейцев. В майяском обществе последних доколониальных веков бытовали как официальная жреческая мифологическая традиция,  напрямую связанная с календарной системой, а так же глубочайший пласт народных преданий, которые даже смогли пережить завоевание и христианизацию.
  Что касается позднейшего развития традиции о Иш Таб, то особый интерес вызывает проблема взаимосвязи образа богини Иш Таб постклассических рукописей и легендарной героини майяской устной традиции (бытующей и в наши времена) Штабай (Табай).  Табай так же встречается у Диего де Ланды. В уже упомянутой главе «Месяцы и праздники», в разделе «Август» после праздника Ихкиль Иш Чель («купание Иш Чель») рассказывается о том, что «днем позже собирались охотники в дом одного из них и приводили с собой своих жен… Приходили жрецы и изгоняли демона, как обычно. Изгнав [его], они помещали посредине принадлежности для жертвы курением, новый огонь и голубую мазь. Охотники призывали с благоговением богов охоты Аканум, Сухуй-Сип, Табай и других…»10. В комментариях к «Сообщению о делах в Юкатане» Кнорозов приводил точку зрения  Р.Л. Ройса по поводу сущности этого божества: «Табай (Zuhuy Zip Tabai)– в охотничьих преданиях «девственная обманщица, заставляющая промахнуться»11. А в Юкатекской энциклопедии даётся немного иной перевод такого же автора: “дева (девственница), вводящая в заблуждение (завлекавшая) тех, кто заблудился”12. Но сам Кнорозов переводил имя этого божества иначе: Табай – «перехитряющий [зверя]»13. То есть, по его мнению, это мужеское божество, к тому же явно благожелательное охотникам. Возможно, в жреческой традиции действительно был такой охотничий бог, но нельзя отказываться и от перевода Ройса. К тому же, если гипотетически согласиться с прямой связью между Иш Таб и Табай, то следует отметить мнение исследователя Бринтона, приводимое в Юкатекской энциклопедии, который, кроме всего прочего, считает Иш Таб богиней охотничьих трофеев.
Возможно, не было никакой прямой связи этих божеств с охотой. Скорее дело в том, что обе они прежде всего ассоциировались с сейбой. Рай, в который провожала повесившихся Иш Таб, находился, по представлениям древних майя, на ветвях огромного дерева – сейбы; легендарная героиня Табай, ставшая особо популярной в колониальный период, была напрямую связана с сейбой. А для охотников помощь леса и лесных духов, в нём обитающих, была крайне важна.
    По колониальным и современным преданиям, Табай – это прекрасная юная девушка, которая по ночам в лесу завлекает к себе мужчин, которые либо больше не возвращаются, либо возвращаются домой, не помня ничего, что было с ними раньше. Это довольно типичная для многих народов мира легенда. Но у майя так же бытует мнение о том, что Табай любит запутывать дороги идущим. Например,  индейцы тохолабаль до сих пор верят, что Штабай (они часто называют её Пахкинтах (Pajkintaj)) по ночам сидит на дереве ocote (во многих легендах она сидит на сейбе), расчесывает свои длинные волосы и зовет мужчин, дороги которых она запутала, и даже собака не сможет отыскать верный путь; мужчины ищут её, им кажется, что вдалеке они видят фигуру любимой, и они идут вслед за ней, всё больше сбиваясь с пути. Плутая по лесу, они сходят с ума и, ища смерти,  кончают с собой, утопившись или сбросившись с обрыва. Чаще всего в легенде присутствует любовная интрига, и внимание обычно акцентируется именно на противоречивости этого образа: юная красавица несёт с собой смерть и разрушение для всякого, кто полюбил её или просто пошёл на её зов. Совершенно идентичный миф существует и майя полуострова Юкатана. Конечно, и в мифологии других народов есть не мало подобных героинь (например, славянские русалки), но всё же стоит отметить насколько сильно в майской мифологической традиции представление о противоречивой женской природе, о сочетающихся в ней началах рождения и разрушения.
    Безусловно, это демонический образ. Например, исследователи Вильяс Рохас и Редфильд приводили в своей совместной работе (Chan Kom: Una villa maya) легенду современных майя, согласно которой индейцы отождествляют Табай со змеёй (cauy-ican). Более того, во многих мифах и преданиях Табай связана с загробным миром (причем не с раем, а с адом), в который она и отправляет свои жертвы14.
    Но особенно важно то, что Табай по легендам иногда изображается злобной старухой (образ чем-то напоминающий славянскую Бабу-Ягу). И по мнению исследователя Ф. Лигорреда, именно эту героиню следует считать богиней Иш Таб, переродившейся под влиянием устной традиции и сопротивления христианизации: образ чарующей и уводящей по веревке в небо Иш Таб трансформировался в ужасную старуху Штабай, которая сбивает мужчин с пути и не дает им шанса вернуться назад живыми. Возможно, автор и прав, но всё же следует принимать во внимание тот факт, что образ молоденькой Штабай в мифах и легендах колониального времени встречается чаще.
    Диего де Ланда, скорее всего, описывал ещё не принявшую демонический образ героиню, которая была связана с охотой и сейбой. Но позже под давлением католической церкви, христианизации, которую не пережило большинство майяских божеств (их функции впитали в себя католические святые или же они вообще исчезли), именно Иш Таб была перенесена в устные предания, которые пережили не один век. Почему именно она? Возможно, это было вызвано тем, что функции Иш Таб, которая считалась благожелательной по отношению к людям, шли вразрез с догматами христианской церкви. Самоубийство по христианскому учению – один из тяжелейших грехов, а в обществе древних майя оно не порицалось и не порицается до сих пор. И из-за сопротивления подчинению культуры и образа жизни христианским нормам, этот персонаж доколониального времени, даже потеряв былые функции, стал одним из самых «любимых» по легендам индейцев майя колониального и современного времени. Но кроме того можно предположить, что и до завоевания эта героиня принадлежала скорее к устной традиции, нежели официальной жреческой. По крайней мере предания о ней явно были популярны и до завоевания, что и было зафиксировано Диего де Ланда.           
Ключевые богини пантеона постклассического времени, в основном, были божествами жреческой религии и, возможно, не имели «глубоких корней» в мифологических представлениях самих майя. Их «положительные» функции в процессе синкретизации «перешли» к христианским святым, ставшим у индейцев покровителями селений и родов, а «отрицательные» – унаследовали герои и героини устной традиции, вобравшие в себя черты древних божеств, которым майя приписывали свои беды и несчастья, которых всегда боялись и почитали одновременно.
Образ Штабай впитал в себя бытовые, полумифические страхи, поверья, связанные с сельвой и  отразившиеся в сказках и легендах колониальных и современных майя.

Кнорозов Ю.В. Пантеон древних майя. М., 1964.
Кнорозов Ю.В. Пантеон древних майя. М., 1964.
Рус А. Народ майя. М., 1986. С.173.
Ланда Д. де. Сообщение о делах в Юкатане. С.188.
Кнорозов Ю.В. Письменность индейцев майя. М.,Л.,1963.
Enciclopedia Yucatanense. – T.2. Mйxico.,1977. Р.129
Христофорова О.Б. Логика толкований: Фольклор и моделирование поведения в архаических культурах. М., 1998. С.46.
Ершова Г.Г. Лирика древних майя// Латинская Америка. 1982. №9. С.108-133.
Рус А. Народ майя. М., 1986. С.168.
Ланда Д. де. Сообщение о делах в Юкатане. С.188.
Кнорозов Ю.В. Комментарии к «Сообщению о делах в Юкатане» Диего де Ланды. М.,1955. С.245.
Enciclopedia Yucatanense. – T.2. Р.129
Кнорозов Ю.В. Иероглифические рукописи майя. С.238.
Rosado C., Rosado Rosado G. La Xtabay. Mujer, sensualidad y poder en un mito maya un acercamiento a los arquetipos femeninos. Mйrida, 2000// http://www.uady.mx. Р.5.

Материал размещен на сайте при поддержке гранта №1015-1063 Фонда Форда.


Источник:
http://www.ruthenia.ru/folklore/ostrirova1.htm

0

8

Морриган

В мифологии ирландских кельтов Морриган была одной из целой группы ирландских богинь‑воительниц. Ее можно воспринимать и как отдельное божество, и как своего рода триипостасную богиню. Сама богиня участия в битвах не принимала, но непременно присутствовала на поле боя и использовала все свое могущество, чтобы помочь той или иной стороне (сл. главу 5). Морриган также ассоциировалась с сексуальным началом и плодовитостью; последний аспект позволяет отождествлять ее с матерью‑богиней. Кроме того, Морриган в легендах приписывается дар пророчества и способность изрекать всевозможные заклинания. В качестве богини‑воительницы она помогла богам Туатха Де Данаан на поле боя в обеих битвах при Маг Туиред (см.  главу 9). Ее сексуальность подчеркнута в легенде о Кухулине, когда она пыталась соблазнить героя, но была отвергнута им, отчего в ее сердце вспыхнула ревнивая ненависть к Кухулину (см.  главу 13). Морриган известна и способностью менять свой облик. Так, она часто принимает облик ворона или вороны.
«Кельтская мифология (энциклопедия)»: Издательство Эксмо; Москва. http://www.bibliotekar.ru/encCelt/90.htm

У ирландских гэлов богиня войны и смерти. Подобно своим сестрам Бадб и Махе, Морриган представлялась то в единственном числе, то как триединая богиня. Чаще всего она, как и Бадб, принимает облик черного ворона. Известен миф о том, как Морриган сошлась с Дагдой, чтобы даровать земле Ирландии плодородие; по замечанию английской исследовательницы Миранды Грин, «здесь речь о священном браке богини плодородия с богом покровителем племени».
В преданиях уладского цикла рассказывается о том, как Морриган пыталась соблазнить величайшего воина Ирландии Кухулина, была им отвергнута, в ярости хотела его уничтожить, но потерпела поражение и впоследствии помогала Кухулину.
В фольклоре богиня Морриган превратилась в фею Моргану, сестру или племянницу короля Артура, искусную чародейку и противницу легендарного правителя. Разумеется, однозначного соответствия между Морриган и Морганой установить невозможно, поскольку фольклорный артуровский цикл представляет собой комбинацию многочисленных сюжетов и традиций, однако «родство» этих персонажей вряд ли подлежит сомнению.
Королев К.М. Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия. Издательства: Эксмо, Мидгард, 2005.

У ирландцев существовала также весьма любопытная богиня Морриган, по-видимому воплощавшая в себе все пугающее и искаженное в мире сверхъестественного. Она любила разжигать войны и сама сражалась в битвах, в разных ужасающих обличиях, или, по своему обыкновению, кружила над войсками в виде ворона. Однажды она повстречала Кухулина и, притворившись смертной девушкой, предложила ему свою любовь. Он отверг ее, и после этого она долгое время преследовала его. Один раз, встретив его посреди реки, она обратилась в угря, а потом — в водоросли, стремясь поймать и утопить его. Но он ранил ее и победил, и с тех пор они стали друзьями. Накануне последней битвы Кухулина Морриган, чтобы предупредить его об опасности, разбила его колесницу.

Однако раньше Кухулин и Морриган не сошлись: во время войны с Медб: " Кухулину явилась юная девушка [Морриган], одетая в многоцветный плащ, представилась королевской дочерью, заявила, что слышала рассказы о его великих подвигах и хочет предложить ему свою любовь. Кухулин грубо сказал, что он устал в битвах и не собирается иметь дело с женщинами. «Тогда плохо будет тебе, когда ты станешь иметь дело с мужчинами, — отвечала дева, — ибо я угрем обовьюсь вокруг твоих ног у Брода». Затем она вместе с колесницей исчезла; герой видел теперь лишь ворону, сидящую на ветке, и понял, что он говорил с Морриган".
Роллестон Т. Мифы, легенды и предания кельтов. М.: Центрполиграф.

..."Рассказывается также,  что Дагда «в пору Самайна» (т.  е.  1 ноября) встретился с Морриган (чье имя означало «Великая королева»,  или «Королева призраков»).  Морриган,  Бадб («громкий крик») и Маха (это имя в равной мере употребляется по отношению ко всем трем), были мрачными женщинами-демонами,  пророчившими кровавую бойню и охоту на полях сражений.  На этот раз Морриган объявила Дагде,  что пойдет и сокрушит Индеха сына Де Домнанн,  «иссушив кровь в его сердце и отняв почки доблести».  Две пригоршни этой крови отдала она затем войску ирландцев.  Когда позднее Индех появился,  на поле битвы,  он был уже обречен"....

... В одной ирландской повести, связанной с Хэллоуином, рассказывается: "В канун Самайна Фингина Мак Лухту короля Мунстера посещала некая пророчица, которая рассказывала ему «обо всем,  что случится этой ночью в Ирландии и какие последствия проистекут из этих событии в течение года». Как-то раз она сказала, что среди дивных див грядущей ночи откроются ему «три чудесные вещи» Ирландии. А были это корона Бриона, спрятанная от Морриган и хранящаяся в колодце на холме Круахан, фидхелл Кримтана,  принесенный из тайника на маленьком островке и схороненный в крепости Уснеха, и корона Лоигаире из сида Финдаха в Ульстере".

..."О пещере Круахан,  называемой иногда воротами в ад,  существует множество преданий.  Из этой пещеры вылетала стая белых птиц,  которая иссушала своим дыханием все вокруг.  Оттуда выходили призрачные свиньи,  которых нельзя было сосчитать: сколько ни пытались  —  каждый раз выходил новый результат.  В одном из стихотворных диншенxac говорится,  что из этой пещеры,  «из жилища своего», выходит «ужасная Морриган»,  а в саге «Разговор стариков» оттуда выходит бессмертная дочь Бодба сына Дагды,  чтобы беседовать с Кайльте". ..

А. и Д. Рис. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе / Пер. с англ. Т. Михайловой. М.: Энигма, 1999.

0

9

В ирландской мифологии богини войны образовывали тройственный союз. В него входили Морриган («Королева Призраков»), Бадб («Ворона»), к которым присоединялись то Немайн («Паника»), то Маха. Поскольку они нередко отождествляются друг с другом, то можно сделать вывод, что в действительности они появились в результате утроения одного и того же божества (как тройная Бригита), тем более что в мифах время от времени встречаются упоминания о трех Морриган.
Морриган зачастую принимает вид молодой красавицы. В таком облике она являлась королю Нуаду во время первой битвы при Маг Туиред и герою Кухулину в саге «Похищение быка из Куальнге». Перед Дагдой накануне второй битвы при Маг Туиред Морриган предстала как женщина, стоящая одной ногой на южном, а другой на северном берегу реки Униус (в Коннахте); девять прядей распущенных волос спадали с ее головы. Место их свидания стало называться «Супружеским Ложем».
Несмотря на красоту и любвеобильность, Морриган — грозная богиня войны, способная принять устрашающий облик; ее возлюбленные — великие воины, которым она помогает выиграть сражение. Так, она вселила в сердце Нуаду великую воинскую ярость, а потом облетела поле битвы, приняв образ вороны. Отвергшему ее Кухулину Морриган пригрозила, что, когда он будет сражаться у брода, она появится в виде угря и обовьется вокруг его ног, или превратится в серую волчицу, которая погонит на него стадо скота, или, наконец, нападет на него в образе красной телки, ведущей за собой множество разъяренных коров. В ответ Кухулин пообещал женщине раздробить ей ребра, выбить ей глаз камнем из пращи, сломать ей ногу булыжником. Кухулин также предупредил ее, что она останется искалеченной, пока не благословят трижды. Морриган привела в исполнение свои угрозы. Но Кухулин не остался в долгу: он раздробил ребра угря, выбил глаз серой волчице и сломал ногу красной телке. Вскоре герой встретил сгорбленную, хромую и слепую старуху, доившую корову с тремя сосцами, и попросил у нее молока. Она дала ему молока из каждого из трех сосцов, и каждый раз он ее благодарил и благословлял. После первого благословения она выпрямилась, после второго обрела зрение, после третьего ее искалеченная нога срослась. Это была Морриган, и Кухулин своими благословениями исцелил ее.
Морриган, как и другие богини войны, не выходит на поле боя с оружием в руках. Она влияет на ход сражения при помощи магии. Например, перед началом второй битвы при Маг Туиред она пообещала Дагде уничтожить вражеского вождя, «иссушив кровь в его сердце и отняв почки доблести». О другой богине войны в «Похищении быка из Куальнге» говорится: «Немайн, то есть Бадб, привела в такое смятение войска, что четыре ирландских провинции перебили друг друга своими собственными копьями и мечами и сто воинов умерли от ужаса в эту ночь».
Богиня войны Бадб не только принимает фантастический облик, но еще и приводит с собой загадочного спутника. В саге «О похищении коровы Регамны» рассказывается, что однажды ночью Кухулин был разбужен ужасным криком. Герой бросился вон из дома, взошел на колесницу и поехал на крик. Вскоре он увидел приближающуюся колесницу, в которую была запряжена одноногая лошадь красного цвета. Дышло колесницы протыкало ее насквозь, так что его конец выходил изо лба лошади и там держался.
На колеснице сидела женщина с красными бровями, в красном плаще и красном платье. Плащ ее свисал между колесами и мел землю. Рядом с колесницей шел высокий мужчина в красной одежде. Он нес на плече копья и вилы и гнал впереди себя корову. Кухулин, в обязанности которого входило сторожить скот Уладского королевства, потребовал вернуть похищенную корову. В разговор с ним вступила женщина. «Почему женщина, а не мужчина отвечает мне?» — спросил герой. «Это не мужчина», — ответила женщина. «Конечно, он не может называться мужчиной, — сказал Кухулин, — потому что мне отвечаешь ты, а не он». Затем он осведомился, как зовут странных спутников. «Зовут этого мужчину Сильный Холод и Ветер, Высокий Тростник», — сказала женщина. «Женщину, с которой ты говоришь, — сказал мужчина, — зовут Острие, Тонкие Губы, Короткие волосы, Глубокая Заноза, Сильный Ужас». В конце концов, раздраженный сарказмом женщины, герой вскочил на ее колесницу, и тут весь экипаж исчез, осталась только черная птица — богиня Бадб.
В других мифических рассказах встречается та же самая пара, которой приданы еще более ярко выраженные демонические черты. В саге «Разрушение Дома Да Дерга» король Конайре встретил одноногого, однорукого, одноглазого человека с черными, жесткими, как иглы, волосами и очень длинным крючковатым носом. Этот человек держал в руках раздвоенный шест, а на плечах нес черную опаленную визжащую свинью. За спиной у него стояла широкоротая, огромная, угрюмая, уродливая женщина с таким же носом, как у ее спутника, и со свисающей до колен нижней губой. Вечером того же дня в дом короля постучалась и попросила гостеприимства женщина, очень похожая на эту: «Длинными, словно ткацкий навой, были ее голени. Серый волнистый плащ был на той женщине, волосы ее спускались до колен, а губы свисали на одну половину лица». Когда ее спросили, как ее зовут, то она, стоя на одной ноге, пропела заклинание, содержавшее тридцать одно имя, среди которых были Немайн и Бадб.
Богини войны часто смешиваются друг с другом. Так, имя Немайн оказывается одним из имен Бадб. Хотя, как правило, во время сражения в виде черной вороны появляется именно Бадб (чье имя и означает «ворона битвы»), но на поле первой битвы при Маг Туиред в этом облике является Морриган. А в саге «Похищение коровы Регамны» Бадб угрожает Кухулину напасть на него в тех же обликах, что и Морриган в «Похищении быка из Куальнге».
Как уже говорилось, в группе трех богинь войны вместо Немайн иногда выступает Маха. В ирландских мифах упоминаются три Махи. Все они являются эпонимными богинями. Первая из них была женой Немеда, предводителя одной из первых рас мифических переселенцев в Ирландию. Ее имя носит то из 12 расчищенных Немедом долин, где Маха погибла. С двумя другими Махами мы уже знакомы. Вторая — это Маха с рыжей гривой, которая боролась за верховную власть в Ирландии: воевала со своими соперниками, соблазняла их с помощью магии, выходила за них замуж, обращала в рабство и в конце концов принудила их построить королевскую крепость. Третья — это явившаяся из Другого Мира жена крестьянина Крунху, состязавшаяся в беге с лошадьми короля Конхобара.
Благодаря ей столица Улада получила свое название — Эмайн Маха.
Все три Махи принимали участие в создании физического облика Ирландии и в формировании зачатков цивилизации в стране. В то же время все они — богини войны. Первая Маха была женой военного вождя. Воинственный характер второй Махи проявляется очень ярко, и, как настоящая богиня войны, она воздействует на своих врагов с помощью чар. В образе третьей Махи, жены Крунху, наиболее отчетливо выступают черты богини процветания и плодородия, покровительствовавшей родам. Однако в легенде о ней есть один эпизод, имеющий непосредственное отношение к войне. Умирая, Маха прокляла мужчин Улада, заставивших ее принять участие в роковом для нее состязании: «За причиненное мне зло каждый раз, когда на вас будут нападать враги, вы будете испытывать муки, подобные родовым. И будут длиться они четыре дня и пять ночей или пять дней и четыре ночи — и так — девять поколений». Проклятие сбылось — воинов Улада поразил так называемый «недуг уладов». Например, когда войска Коннахта во главе с королевой Медб подошли к границам Улада, его защитники, страдающие как при родах, лежали без сил. И только Кухулин, не подверженный «недугу», смог встать на защиту Улада.

Широкова Н. С.  мифы кельтских народов. М.: Астрель, Аст, Транзиткнига, 2005

0

10

Дагда

В ирландской традиции есть еще один бог, имеющий общие черты с Диспатером Цезаря, — Дагда. Только в отличие от Донна Дагда не держится в стороне от других богов, он находится с ними в тесных и разнообразных контактах. После Луга он — самый значительный бог кельтского пантеона и один из начальников «генерального штаба» Туата Де Дананн в битве при Маг Туиред. Его имя, буквально означающее «добрый бог», не содержит моральной оценки. В данном случае прилагательное «добрый» означает «пригодный ко всему». В саге «Битва при Маг Туиред» на военном совете Туата каждый говорит, что он готов совершить ради общего дела. Когда подошла очередь Дагды, он сказал: «Все, чем вы хвалитесь здесь, совершил бы я сам». — «Воистину ты добрый бог (Дагда)», — воскликнули все, и с тех пор это имя пристало к нему. Этот эпизод показывает, что Дагда — великий бог уровня Луга: это Луг является прежде всего «всемогущим», всеобъемлющим богом.
У Дагды есть второе имя — Эоху Оллатир. Слово «Оллатир» можно перевести как «Всеотец». Этим именем Дагда напоминает Диспатера, которого, по утверждению Цезаря, галлы считали своим отцом. Одним из важнейших атрибутов Дагды является неисчерпаемый котел изобилия. Как было сказано в предыдущей главе, посвященной космогоническим мифам, он принадлежал к числу четырех талисманов, привезенных Туата Де Дананн с островов на Севере мира. В то же время котел Дагды является атрибутом Другого Мира. Обладание таким котлом также роднит Дагду с Диспатером, богом Другого Мира.
В «Повести о кабане Мак Дато» рассказывается, что во времена Айлиля и Медб в Ирландии было пять больших пиршественных залов: Бруиден Да Дерга, Бруиден Мак Да Рео, Бруиден Да Хока и Бруиден Мак Дато. Поскольку Другой Мир понимался как место вечного пира, то слово «бруиден» означало в основном пиршественный зал в сиде, где на пиру главенствовал бог Другого Мира. В каждом из пяти бруидне находился котел, готовивший достаточное количество пищи для любого числа гостей и предоставлявший каждому ту пищу, которую он желал. Здесь явно имелся в виду котел Дагды, в котором никогда не иссякало мясо. Будучи владельцем этого бесценного котла изобилия, Дагда является председателем потустороннего пира.
На эту же функцию Дагды, возможно, намекает один связанный с Дагдой эпизод из «Битвы при Маг Туиред». В праздник Самайна Дагда отправился в лагерь фоморов просить перемирия перед сражением. Фоморы дали согласие, но в насмешку над Дагдой сварили для него кашу в гигантском королевском котле. Целые реки молока, горы муки и жира, стада коз, свиней и овец сварили в котле, а потом вылили в большую яму и под страхом смерти заставили Дагду все это съесть. Дагда справился с заданием и лег спать. Фоморы же глядели на спящего бога и смеялись над его раздувшимся животом. После этого пира Дагда, не без затруднений из-за своего огромного живота, соединился с дочерью вождя фоморов, который пообещал Дагде свою магическую помощь.
Этот забавный эпизод можно истолковать по-разному. Первым делом возникает мысль, что он хранит отпечаток примитивного стиля изначальной легенды, который христианские редакторы охотно довели до уровня гротеска. Однако в языческие времена и греки, и германцы позволяли себе очень грубые шутки над своими богами; насмешливые ирландцы не отставали от них. За этим бурлеском может скрываться культовая легенда. В традиционных цивилизациях существовал обычай, по которому участник культовой трапезы должен был уничтожить питье и еду без остатка, поскольку в момент культового действа пища становится сакральной. Такой обычай объясняется рассказом о том, как в мифической древности бог был принужден съесть без остатка чудовищное количество еды.
Происшествие с Дагдой напоминает ритуальные испытания, которым подвергались вожди традиционных племен. Например, в Древнем Китае царь доказывал способность править, выпивая большое количество вина. Значит, Дагда, как Отец племени, должен был продемонстрировать свою ненасытность и сексуальную силу — непременные условия престижа варварского вождя. Наиболее интересное предположение о смысле этой легенды было высказано крупным ирландским исследователем Т. О'Рахилли. Он считал, что приписываемое Дагде обжорство является более поздней интерпретацией представления о нем как о хозяине потустороннего пира, первоначально сложившегося из-за принадлежавшего Дагде неисчерпаемого котла изобилия. «Легко вообразить, — писал О'Рахилли, — председателя вечного пира обладающим ненасытным аппетитом».
Таким образом, Дагда был богом Другого Мира. В кельтских верованиях Другой Мир был источником всей мудрости, особенно оккультной, которой не может достичь человек. Поэтому одной из важнейших характеристик бога Другого Мира было его всеведение. Эта идея нашла отражение в одном из имен Дагды — Руад Рофесса («Совершенное Знание»).
Божество Другого Мира могло превращаться в различных животных, таких, как лошадь, бык или волк. По воздуху он летал в виде большой птицы (орла или лебедя). Если же Другой Мир находился под водой, то бог принимал вид благороднейшей из рыб — лосося. Бессмертие божества и его превращения в животных породили представления о том, что некоторые животные жили тысячи лет и могли помнить все, что происходило в это время. Божество в образе лосося называлось «лосось мудрости». Этот лосось часто заплывал в Эсс Руайд («Водопад Руада») — водопад Ассароу на Эрне в Баллишэнноне (Ирландия). Лосося мудрости звали Голл Эсса Руайд, потому что он был одноглазым (ирланд. «голл»). В других мифах упоминается Аэд Руад, утонувший в водопаде в Баллишэнноне. Поэтому водопад был назван Эсс Руайд («Водопад Руада»). Он дал также свое имя сиду Аэда, находившемуся в ближайшем к водопаду холме. Владевшего этим сидом бога Аэда отождествляют с Руадом, утонувшим в водопаде. При этом необходимо отметить, что помимо знаменитого имени Руад Рофесса у Дагды было малоизвестное имя — Аэд Аллайн из Эсс Руада. Все это наводит на мысль, что всезнающий лосось из Ассароу, Голл Эсса Руайд, — это не кто иной, как Дагда.
Однако Дагда не просто бог Другого Мира. Некоторые черты роднят его с Одином. В этом нет ничего удивительного: индоевропейская концепция верховной власти отражена во многих богах кельтского пантеона, в то время как в скандинавской мифологии ее выражает только Один. Так же как Один, Дагда — великий маг. В рассказе о первой битве при Маг Туиред сообщается, что Туата владели магическими знаниями, и главным обладателем и хранителем магической мудрости был именно Эоху Оллатир, то есть Дагда. В саге «Осада Друим Дамгайре» в трудный момент войны люди Мунстера призывают «первого друида мира» Мог Руита и тот обращается именно к Дагде со словами: «Бог друидов, мой бог перед всеми богами... »
Как и Один, Дагда покровительствует поэзии. Его дочь Бригиту почитали как поэтессу и покровительницу поэтов. Стихосложение находилось в ведении друидов, которые слагали божественные гимны и песни для жертвоприношений. Естественно поэтому, что бог друидов и отец Бригиты был также и богом поэтического искусства божественной мудрости. С поэтической деятельностью Дагды был связан один из его атрибутов — арфа Дагды, которая могла исполнять три мелодии: мелодию сна, мелодию смеха и мелодию печали.
Дагда не только друид, но и воин: как и у Одина, его магические функции переплетаются с военными. «В сражении и колдовстве приду я на помощь ирландцам, — обещал Дагда, — столько костей раздробит моя палица, сколько камней топчет табун лошадей, лишь только сойдемся мы в битве при Маг Туиред». Кроме того, Дагда причастен к королевской власти. Он входил в число богов-королей Ирландии. Котел Дагды можно рассматривать как символ верховной власти. В этом качестве он напоминает чашу из замка Луга, наполненную волшебным напитком власти.
Таким образом, Дагда — великий бог, напоминающий Одина и Луга целым рядом черт: и всеведением, и магической мудростью, и связью с потусторонним миром, и воинской доблестью, и причастностью к королевской власти. Однако сходство между Лугом и Одином гораздо больше, чем между Одином и Дагдой. Так, Дагда значительно слабее Луга, связан с функцией верховной власти. Он только один из богов-королей, а Луг — бог-король, бог земных королей, царь богов. Обладавший всей полнотой власти Луг по праву являлся главой кельтского пантеона.
Среди кельтских богов Дагда занимал особое место. Он в гораздо большей степени, чем Один или Луг, является милостивым богом. Его даже отождествляют с галльским Юпитером, гарантом договоров и клятв (например, в саге «Сватовство к Этайн» Дагда приводит слова каждого человека в соответствие с намерениями). Это отождествление Дагды с Юпитером кажется оправданным и по целому ряду других оснований. Дагда был небесным богом, он был властен над стихиями и урожаем. Некоторые исследователи считают Дагду солнечным богом. Они приходят к такому выводу, анализируя имена Дагды Эоху (Эохайд) и Руад Рофесса. Имя Эоху (Эохайд) выводят из основы «эх» — «лошадь». Лошадь же, как говорилось выше, древнейший солнечный символ. Имя Дагды Руад Рофесса, один из возможных переводов которого «Красный, который все знает», также указывает на его солнечную сущность. «В этом я вижу, — писал один немецкий исследователь, — намек на пылающий лик солнца, которое видит все, что происходит на земле».
Кроме того, два атрибута Дагды могут быть истолкованы как символы небесного божества, очень напоминающего галльского Юпитера. Имя друида «Мог Руит», который является воплощением или представителем Дагды на земле, означает «служитель колеса». Колесо же — это астральный символ, означающий солнце или молнию. Как символ молнии может быть истолкован и самый известный атрибут Дагды — палица, до того огромная и тяжелая, что ее приходилось перевозить на повозке. Одним концом она убивала сразу девятерых человек, удар другим концом возвращал их к жизни. Палицу Дагды сравнивают с молотом скандинавского бога Тора и с ваджрой (палицей) индийского бога грома и молнии Индры, которые также символизируют молнию. Палица Дагды представляет молнию в ее двойном значении: уничтожающем и оживляющем.
Связанный с небесными явлениями и властный над стихиями Дагда является богом циклического времени и богом вечности. Мы уже знаем историю его любви к Боанд и рождения их сына Мак Ока. Дагда приостановил движение солнца, сделав из девяти месяцев один день, чтобы задержать в пути мужа возлюбленной. Это подвластное Дагде круговое движение солнца объясняет, почему в кельтском символизме день и ночь равняются целому году. Это символизм нордического происхождения, ведь для народов Севера день и ночь длились по шесть месяцев.

Широкова Н. С. мифы кельтских народов. М.: Астрель, Аст, Транзиткнига, 2005

0


Вы здесь » Копилка воспоминаний » Энциклопедия » Языческие божества


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно