Копилка воспоминаний

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Копилка воспоминаний » Андромеда » Цитаты. Фридрих Ницше


Цитаты. Фридрих Ницше

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Фридрих Ницше
Так говорил Заратустра
Цитаты

Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти; и даже в воле служащего находил я волю быть господином.

И вот какую тайну поведала мне сама жизнь. «Смотри, - говорила она, - я всегда должна преодолевать самое себя…»

На всякое зло считаю я тебя способным; поэтому я и требую от тебя добра

Так говорил Заратустра. Но горбатый прислушивался к разговору и закрыл при этом свое лицо; когда же он услыхал, что Заратустра смеется, он с любопытством взглянул на него и проговорил медленно:
"Почему Заратустра говорит с нами иначе, чем со своими учениками?"
Заратустра отвечал: "Что ж тут удивительного! С горбатыми надо говорить по-горбатому!"
"Хорошо, - сказал горбатый, - а ученикам надо разбалтывать тайны.
Но почему говорит Заратустра иначе к своим ученикам, чем к самому себе?"

Самые тихие слова - те, что приносят бурю. Мысли, ступающие  голубиными  шагами, управляют миром.

Все, что у добрых зовется злым, должно соединиться, чтобы родилась единая истина – о братья мои, достаточно ли вы злы для этой истины.

…память тех, кто из толпы, не идет дальше деда, - и с дедом кончается время.

Лишь у того есть мужество, кто знает страх, но побеждает его, кто видит бездну, но с гордостью смотрит в нее.

Если хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!
Но ты сел на коня? Ты быстро мчишься теперь вверх к своей цели? Ну что ж, мой друг! Но твоя хромая нога также сидит на лошади вместе с тобою!

Пустыня ширится сама собою:
Горе тому, кто сам в себе свою пустыню носит!

0

2

Фридрих Ницше
Странник и его тень
Цитаты

Примечание! Мелким шрифтом приведен текст сверх выбранной цитаты,
необходимый для лучшего понимания смысла цитат.

Мне кажется, я слышу самого себя, но этот голос слабее моего.

Если не знаешь, что ответить, то говори хоть что-нибудь. Под этим скромным условием, я всегда говорю с каждым. При слишком длинной беседе и самый мудрый бывает однажды дураком и трижды простаком.

"В начале было…". Прославлять начало есть чисто метафизическая потребность; она всплывает снова при рассмотрении истории и предполагает несомненно, что в начале всего находится самое важное и существенное.


Мера для оценки истины.
Труд, затраченный для подъема на гору, никак не может быть мерилом высоты горы. "Но не то в науке!" - говорят люди, мнящие себя компетентными в ней. Здесь усилия, потраченные на открытие истины, прямо определяют цену истины. Такая сумасбродная мораль исходит из мысли, что истины - нечто иное, как орудия турниров, с которыми мы отважно должны трудиться до изнеможения. Это мораль для атлетов и гимнастов ума.

Таким образом, желая успокоить несчастных, надо помнить о двух успокоительных средствах Эпикура; они применимы во многих случаях. В простейшей форме их можно выразить следующими двумя способами: или пусть это будет так, и в таком случае что нам до этого за дело; или это может быть и так, а может быть и иначе.

С наступлением ночи ближайшие к нам предметы настраивают нас на иной лад.

Двоякое выражение. Хорошо двояко выражать одну и ту же вещь и, таким образом, придавать ей правую и левую ногу; на одной ноге истина может только стоять, а с двумя - ходить и поворачиваться.

Быть может, и муравьи в лесу воображают, что они цель и смысл существования, поступая так же, как и мы, когда воображаем, что гибель человечества обусловливает гибель земли.

Еще в древности люди любили фантазировать в тех вопросах, относительно которых не могли установить ничего прочного, с гнусным упрямством убеждая потомство, что фантазии эти - строгая истина и что вера важнее знания. Относительно этих конечных вопросов необходимо противопоставить вере не знание, но равнодушие к вере и мнимому знанию!

Преступник, которому известны все обстоятельства дела, не находит свой поступок таким непостижимым и из ряда вон выходящим, как его судьи и хулители; наказание же назначается ему именно соразмерно тому удивлению, которое испытывают судьи при виде поступка, кажущегося им непостижимым. Если защитнику какого-нибудь преступника достаточно хорошо известны и обстоятельства преступления и вся жизнь его клиента до этого времени, то так называемые смягчающие обстоятельства, которые он приводит одно за другим, в конце концов должны смягчить вину до полного ее исчезновения. Или, выражаясь яснее: защитник будет шаг за шагом смягчать то удивление, которое осуждало и определяло наказание, и, наконец, окончательно рассеет его, заставив каждого искреннего слушателя признаться самому себе, "что преступник должен был поступить так, как поступил; наказывая его, мы наказали бы вечную необходимость". Но соразмерять степень наказания со степенью сведений имеющихся, или которые можно заполучить по истории данного преступления, - не противоречит ли это всякой справедливости?

Мена только тогда была бы честной и справедливой, если бы каждый из меняющихся требовал лишь столько, сколько, по его мнению, стоит его вещь, включая сюда и трудность ее приобретения, и редкость вещи, и потраченное время и т. п., и даже ценность для него как любителя. Как только он назначает цену вещи соответственно нужде в ней другого, он становится утонченным грабителем и лихоимцем.

Угрызения совести - такая же глупость, которая совершается, когда собака грызет камень.

Смотри, чтобы твой покой и твоя созерцательность не были похожи на созерцательность собаки, стоящей перед мясной лавкой; страх не пускает ее идти вперед, а жадность мешает вернуться назад, и она пожирает мясо глазами.

Открытое сострадание воспринимается как признак презрения, потому что человек, которому оказывается сострадание, перестает через это быть предметом страха для лица, выразившего ему сострадание.

…самое приятное из всех человеческих чувств - это возможность вселять страх в душу другого человека.

Каждое произнесенное слово влияет на свободное мнение другого.

В первую эпоху высшего развития человечества самой доблестной добродетелью считалась храбрость, во вторую - справедливость, в третью - умеренность, в четвертую - мудрость. Какова же та эпоха, в которой живем мы? В какой живет каждый из нас?

[b]Привычка к контрастам[/b]. Обыкновенное неточное наблюдение видит везде в природе контрасты (как, напр., тепла и холода), тогда как никаких контрастов нет, а существует только различие степеней. Эта дурная привычка заставила нас по таким же контрастам распределить и внутреннюю сторону природы, духовно-нравственный мир. Страшно много скорби, жестокости, отчуждения, холодности проникло в сферу человеческих чувств в силу того, что люди видели контрасты там, где существуют только постепенные переходы.

Люди более склонны держаться за свои мысленные представления, чем даже за наиболее дорогие существа; поэтому они охотнее жертвуют собою государству и идеалу - насколько он остается продуктом их собственной мысли и не представляет слишком реального образа.

Посредственность - чрезвычайно удачная маска, которою может прикрываться сильный ум, чтобы скрыть свое превосходство над толпой, т. е. над людьми посредственными. Сильный ум надевает эту маску ради толпы, чтобы не раздражать ее, часто из-за одного сострадания и доброты.

Ни в коем случае нельзя допускать людей, любящих все подвергать основательной чистке и вытряхиванью, туда, где прошлое пользуется почетом. Оно всегда должно быть немножко покрыто пылью, грязью и мусором.

Народам, приходящим в упадок и истощение, можно было бы посоветовать в виде целебного средства войну, в том случае, разумеется, если они еще желают продолжать жить - ведь для излечения сухотки народов пригодны только самые зверские средства. Впрочем, вечное желание жить, нерешимость умереть - свидетельствуют уже о дряхлости чувств. Чем жизнь полнее и деятельнее, тем скорее человек готов отдать ее за любой добрый, высокий миг блаженства. Народ, который так живет и чувствует, не нуждается в войнах.

Небольшой садик, несколько фиг, кусок сыру и при этом три или четыре близких друга, - вот в чем состояла роскошь Эпикура.

Путешествующие ради удовольствия. Они, как звери, взбираются на вершины гор, одурелые и покрытые потом; им забыли сказать, что по дороге также встречаются прекрасные виды.

Все люди теперь слишком много переживают и слишком мало передумывают.

Не всякий конец есть достижение цели. Конец мелодии не ее цель, и тем не менее мелодия, не дойдя до конца, не достигнет и цели.

В пути обыкновенно забываешь о цели. Почти всякая профессия является сначала - только средством, а затем конечной целью. Забвение целей самая обычная глупость людей.

Каждые десять лет не замечается ли в Англии упадка зрения среди образованных классов общества, преданных чтению «Таймс»?

Тот совершал великие дела, а этот, современник его, питал к ним великую веру. Оба они неразлучны. Но, очевидно, что первый находится в полной зависимости от второго.

Желудок общества гораздо здоровее моего: он в состоянии переваривать и меня.

Настоящая лиса называет кислым не только тот виноград, который она не может достать, но и тот, который достала или отняла у других.

Как бы люди ни были тесно связаны между собою, все же на их общем горизонте имеются все четыре страны света и по временам они замечают это.

Для пользования властью требуется известный труд и мужество. И многие отказываются от своих лучших, законных прав только потому, что право это есть в некотором роде власть, а они слишком ленивы или трусливы, чтобы пользоваться ею. Этот недостаток прикрывается личиной добродетели и называется терпением и снисходительностью.

Существует столько утонченных способов мести, что человек, имеющий повод к мщению, может поступать как ему угодно - мстить или не мстить. Все равно по прошествии некоторого времени все будут уверены, что он отмстил. Таким образом, едва ли зависит от человека не прибегать к мщению: если он не хочет мстить, то должен умалчивать об этом, так как презрение к мщению выражает собою высшую, утонченную форму мести. Отсюда такой вывод: не следует делать ничего излишнего.

Многие женщины обладают чувством самопожертвования в такой степени, что жизнь становится им в тягость, если мужья не принимают их жертв. Тогда женщина не знает, на что ей обратить свой ум и неожиданно для самой себя из жертвенного животного обращается в жрицу, требующую жертв.

К каким негодным заключениям по вопросам не вполне знакомым приходят даже люди науки, привыкшие делать правильные заключения! Это ужасно! А между тем вполне ясно, что при всех великих мировых событиях, в деле политики, неожиданное и решающее значение имеют именно такие никуда не годные заключения, так как никто не может вполне знать, что нового принесла с собою протекшая ночь. Вся политика даже самых великих государственных людей есть не что иное, как импровизация наудачу.

Самый опасный приверженец тот, утрата которого может уничтожить всю партию, следовательно - самый лучший приверженец.

Когда дом выстроен, надо убрать леса.

Умным людям трудно отделаться от заблуждения, и не думать, будто посредственность завидует им и считает их за исключение. На самом же деле посредственность считает их за нечто, вполне излишнее, без чего легко обойтись.

Вот герой; он ничего не сделал, а только потряс дерево, когда плоды уже созрели. Вы думаете, это слишком мало? Так взгляните сперва на дерево, которое он потряс.

Рост мудрости можно точно измерять степенью уменьшение злобы.

0

3

Фридрих Ницше
По ту сторону добра и зла
Цитаты

И никто не лжет так много, как негодующий.

Такого рода скрытный человек, который инстинктивно пользуется речью для замалчивания и молчания и неисчерпаем в способах уклоняться от сообщений, хочет того и способствует тому, чтобы в сердцах и головах его друзей ходил не он сам, а его маска.

Всякий глубокий ум нуждается в маске; более того, каждый глубокий ум постоянно окружен маской благодаря постоянному ложному, то есть плоскому толкованию каждого его слова, каждого шага, каждого его проявления жизни.

Не следует привязываться к отечеству - даже к самому страдающему и нуждающемуся в помощи, – менее трудно оторвать сердце от победоносного отечества.

В конце концов, все должно быть так, как оно есть и как всегда было: великие вещи остаются для великих людей, пропасти для глубоких, нежности и ужасы для утонченных, а в общем все редкое для редких.

«Я это сделал», – говорит моя память. «Я не мог этого сделать», – говорит моя гордость и остается непреклонной. В конце концов память уступает.

Ужасно умирать от жажды посреди моря. Уж не хотите ли вы так насолить вашу истину, чтобы она перестала утолять жажду?

Инстинкт. – Когда горит дом, можно забыть даже об обеде. – Да, но об этом вспомнить на пепелище.

Где нет места для любви или ненависти, там нет и крупной роли для женщины.

Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.

Заставить быть о себе хорошего мнения, а затем и самой свято уверовать в его справедливость – кому этот фокус удается лучше, чем женщине?

…«любовь к ближнему» является всегда чем-то второстепенным, отчасти условным, произвольно-фантастическим по сравнению со страхом перед ближним.

Каждая добродетель склоняет к глупости, каждая глупость к добродетели.

…какое дело женщине до истины, ничто с самого начала не было столь чуждо, противно и враждебно женщине, как истина.

0

4

Фридрих Ницше
Воля к власти
Цитаты

Современный пессимизм есть выражение бесполезности современного мира, не мира и бытия вообще.

Я учу говорить нет всему, что ослабляет, что истощает...
Я учу говорить да всему, что усиливает, что накапливает силы, что оправдывает чувство силы.

"Тот свет" абсолютно необходим, если мы желаем сохранить веру в мораль.

...понаблюдайте-ка ненависть стада к правдивому.

поступок сам по себе совершенно лишен ценности: все дело в то, кто его совершает.

Опираясь исключительно на добродетель, нельзя утвердить господство добродетели; когда опираются на добродетель, то отказываются от власти, утрачивают волю к власти.

Ибо так всегда было и вскгда будет так: нельзя какой-нибудь вещи принести больше пользы, как преследуя ее и травя ее всеми собаками...

Скромным, прилежным, благожелательным, умеренным - таким вы хотели бы видеть человека? Хорошего человека? Но мне он представляется только рабом, рабом будущего.

В действительности человек ищет не "счастья". Удовольствие есть чувство мощи: исключите аффект, и вы исключите те состояния, которые приносят с собой высшее чувство мощи и, следовательно, наслаждение. Высшая разумность - это холодное трезвое состояние, далекое от того, чтобы приносить с собой то чувство счастья, которое связано со своего рода опьянением...

Как будто существует "истина", к которой можно было бы так или иначе приблизиться!

Заблуждение и незнание пагубны. Утверждение, что истина достигнута и что с незнанием и заблуждением покончено - это одно из величайших заблуждений какие только могут быть.

Истина, я хочу сказать - научная методика, была усвоена и двинута вперед теми, которые угадали в ней средство борьбы, орудие истребления.

Это грустная история: человек ищет принципа, на основании которого он мог бы презирать человека; он изобретает новый мир, чтобы иметь возможность оклеветать и очернить этот мир. В действительности же он каждый раз хватается за ничто и создает из этого ничто "Бога",  "истину" и во всяком случае судью и карателя этого бытия.

...заблуждение является, может быть, вообще необходимым условием наблюдения.

К пониманию логики: воля к равенству есть воля к власти - вера, что нечто таково-то и таково (сущность суждения) есть следствие воли, направленной на то, что должно быть как можно более равного.

Бывают разные глаза. И сфинкс также имеет глаза - а следовательно, существует и много "истин"; а следовательно, истин совсем не существует.

Все, что делается с известной целью, может быть сведено к цели умножения власти.

0

5

Фридрих Ницше
Генеалогия морали
Цитаты

Таким ведь образом получает свое начало государство на земле: я думаю, уже покончено с мечтой, согласно которой оно начиналось договором. Кто может повелевать, кто по природе господин, кто выступает насильственно в действиях и жестах, - какое тому дело до договоров! С такими существами не считаются, они приходят как судьба, беспричинно, безрассудно, без рассуждений и повода, они тут, как молния, слишком ужасные, слишком неожиданные, слишком убедительные, слишком иные, чтобы их можно было даже ненавидеть.

О, эта безумная, печальная бестия-человек! Какие причуды, какая противоестественность, какие парадоксы бессмыслия, какая идейная бестиальность прорывается тотчас наружу, как только ему немного препятствуют быть бестией в самом деле.

Гомер не мог бы сочинить Ахилла, Гёте - Фауста, если бы Гомер был Ахиллом, а Гёте - Фаустом. Совершенный и цельный художник навеки отделен от реального и действительного.

Все великие вещи погибают сами собою, благодаря какому-нибудь акту самопожертвования: такова воля закона жизни, закона необходимого "самоопределения" сущности жизни - всегда раздается в конце концов и по адресу самого законодателя призыв: pater legem, quam ipse tulistil! (Подчинись закону, который ты сам издал (лат.).

Все хорошие вещи были некогда вещами дурными...

Отредактировано Телемах Радэ (2015-05-06 18:24:49)

0

6

Фридрих Ницше
Падение кумиров
Цитаты

Помогай самому себе, тогда и всякий тебе поможет. Таков принцип любви к ближнему.

Я питаю недоверие ко всем людям, постоянно наводящим порядок, и держусь от них подальше. Желание привести все в порядок обнаруживает недостаток порядочности.

Кто собой доволен, тот застрахован от простуды. Разве простудилась хоть раз в жизни женщина, которая знала, что она хорошо одета? Даже в том случае, если она была полуодета.

Женщину считают глубокомысленной, отчего же? Оттого, что никак не могут доискаться причин ее действий. Причина ее поступков никогда не лежит на поверхности.

Хочешь ли ты идти со всеми вместе? Или же идти впереди всех? Или, может быть, идти ото всех особняком... Нужно знать, чего хочешь и почему хочешь...

Равнодушие тоже одна из форм проявлений силы...

Ценность вещи определяется иногда не тем, чего ею можно достигнуть, а тем, что за нее дают - во что она нам обходится.

Война учит всех понимать свободу. Ибо что такое свобода, как не воля к ответственности за самого себя, как не то, что мы становимся равнодушнее к огорчениям, к суровости, к лишениям, к самой жизни вообще, как не то, что мы готовы пожертвовать для своего дела людьми, не исключая из них и себя.

В чем нуждается свобода отдельного лица, как и целого народа? В сопротивлении, которое надо и преодолевать в трудностях, с которыми сопряжена возможность удержаться на высоте.

Это первое основное правило: надо, чтобы необходимость заставила человека стать сильным, иначе он никогда им не будет.

Отредактировано Телемах Радэ (2015-05-16 05:56:14)

0

7

Фридрих Ницше
Ecco Homo. Как становятся самим собою.
Цитаты

Я не создаю кумиров, пусть научатся у древних, во что обходятся глиняные ноги.

Плохо отплачивает тот учителю, кто навсегда остается только учеником. И почему не хотите вы ощипать венок мой?

Вы уважаете меня; но что будет, если некогда падет уважение ваше? Берегитесь, чтобы кумир не убил вас!

Тем, кто молчит, не хватает почти всегда тонкости и вежливости сердца; молчание есть возражение" проглатывание по необходимости создает дурной характер, - оно портит даже желудок. Все молчащие страдают дурным пищеварением.

Злоба, рожденная из слабости, всегда вреднее самомУ слабому...

Отредактировано Телемах Радэ (2015-05-16 06:22:48)

0

8

Нашел еще пару цитат. Вроде бы у нас их не было.

Если есть враг у вас, не воздавайте ему за зло добром: ибо это унизит его. Напротив, убедите его, что он сделал вам добро.

И если постигла вас большая несправедливость, тотчас ответьте на нее пятью малыми! Отвратительно видеть, как несправедливость гнетет только кого-то одного.

Война и мужество совершили больше великих дел, чем любовь к ближнему. Не ваша жалость, а ваша храбрость спасала доселе несчастных.

Всякий, жаждущий славы, должен заблаговременно расстаться с почетом и освоить нелегкое искусство - уйти вовремя.

Если ты хочешь иметь друга, ты должен вести за него войну; а чтобы вести войну, надо уметь быть врагом.
Врага должен чтить ты в друге своем. Разве можешь ты подойти вплотную к другу своему, не перейдя к нему?
Пусть будет друг твой самым достойным врагом твоим. Будь же ближайшим к сердцу его, противясь ему.

Многие умирают слишком поздно, а иные - слишком рано. Пока еще странным покажется учение: "Умри вовремя!"

Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра

Отредактировано Бека Валентайн (2015-10-04 19:27:09)

0


Вы здесь » Копилка воспоминаний » Андромеда » Цитаты. Фридрих Ницше


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно